Понятие коррупции определено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), в соответствии с которым она представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Федеральным законом № 273-ФЗ также определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;
- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
За последние годы в Российской Федерации было создано антикоррупционное законодательство и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением. Кроме того, в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
«Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции»
«Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения»
«Обратная связь для сообщений о фактах коррупции»
Приказ об ответственном за работу по противодействию коррупционным нарушениям
План работы на 2025-2026 учебный год
Справка об исполнении плана
Горячая линия в МБОУ Вазьянской СШ им.З.И.Афониной:
Телефон по противодействию коррупции: +78316532171
Почтовый адрес: 606280, Нижегородская область. Спасский муниципальный округ, с. Вазьянка, ул.Труда, 44а
Режим работы: понедельник – пятница с 08:00 до 12:00 и с 13:00 до 16:00, кроме выходных дней.
Директор МБОУ Вазьянской СШ им.З.И.Афониной Артемьева Анна Александровна 8(831)65 32-1-71
«Понятие конфликта интересов, его предотвращение и урегулирование»
Одним из элементов профилактики коррупционных проявлений является механизм предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов.
Обязанность принимать меры по недопущению и урегулированию такого конфликта возложена действующим законодательством на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, включая депутатов, и на всех государственных и муниципальных служащих.
Статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ), предусматривающая необходимость мер предупреждения коррупции в организациях, к числу таких мер относит и предотвращение конфликта интересов.
Определение конфликта интересов дано в ст. 10 Закона № 273-ФЗ.
Согласно законодательному определению под конфликтом интересов в понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В свою очередь под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) самим должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Таким образом конфликт интересов – это ситуация столкновения служебного и личного интереса, когда реализация последнего связана с выполнением должностных обязанностей. Личный интерес может быть не только имущественным, но и иным, например, связанным со смягчением мер ответственности, оказанием предпочтения при принятии решений о назначении или избрании на должность. Его носителем способно выступать как само должностное лицо, так и другие физические или юридические лица, тесно связанные с ним какими-либо формальными или неформальными отношениями. Поэтому круг таких лиц может быть очень широким – дальние родственники, друзья, сожители, кредиторы и прочее.
Еще одним обязательным признаком конфликта интересов является возможность влияния личного интереса на надлежащее исполнение должностных обязанностей. Здесь следует помнить, что даже если должностное лицо воспользовалось своими полномочиями надлежащим образом, ситуация конфликта интересов все равно будет иметь место. В тех же случаях, когда надлежащее исполнение служебных обязанностей приносится в жертву личному интересу, зачастую можно говорить о наличии признаков должностного преступления.
Законом предусмотрен порядок предотвращения конфликта интересов и его урегулирования.
В первую очередь ч. 1 ст. 11 Закона № 273-ФЗ требует от должностных лиц принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, что предполагает их активную позицию относительно своевременного выяснения обстоятельств, способных привести к такому конфликту (например, рода деятельности родственников и друзей) Также установлена обязательность незамедлительного уведомления в установленном порядке о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно.
Закон не содержит исчерпывающего перечня способов возможного предотвращения или урегулирования конфликта интересов. Это может быть изменение должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, отвод или самоотвод в предусмотренных законодательством случаях. Конкретный способ предотвращения или урегулирования конфликта интересов в каждом конкретном случае избирается руководителем органа власти или организации с учетом всех значимых обстоятельств.
Невыполнение требований закона о предотвращении и (или) урегулировании конфликта интересов является одним из оснований для увольнения с государственной и муниципальной службы в связи с утратой доверия. Лица, замещающие государственные и муниципальные должности, включая депутатов, за подобные нарушения также подлежат освобождению от должности в соответствии со ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ.
Заместитель прокурора Спасского района
младший советник юстиции А.Н. Корниенко