Какие типичные ошибки ученики допускают на итоговом сочинении
Наталья Романова, эксперт Системы Завуч
Фактические ошибки
Описание ошибки. Выпускники часто допускают ошибки в именах и фамилиях авторов, неверно называют жанр произведения, перевирают его содержание, неправильно приводят цитаты из текста.
Как избежать. Объяснить школьникам, что:
- нужно использовать в качестве примеров только те произведения, которые они прочли сами, а не надеяться на краткие пересказы;
- если забыли или не уверены в имени автора произведения, лучше ограничиться информацией, в точности которой нет сомнений;
- если нет уверенности в фактах биографии автора, точном определении жанровой принадлежности произведения, лучше про это не писать;
- лучше использовать косвенную речь, если не помните цитату дословно, или включить в сочинение только ту часть цитаты, в которой уверены.
Непродуманная композиция, подмена рассуждения пересказом
Описание ошибки. Выпускники должны приводить аргументы, которые подтверждают или раскрывают тезис сочинения. Вместо этого они начинают пересказывать произведение, в котором затронута проблема, или просто упоминают произведения, но не анализируют их содержание.
Школьники не делают переходов от одной композиционной части сочинения к другой или делают их нелогично; не делят текст на абзацы, когда выстраивают композицию сочинения. Ученики путаются в собственном тексте, что может привести к значительному отклонению от темы.
Как избежать. Ориентировать выпускников:
- выбирать тему сочинения, по которой есть что сказать, есть аргументы;
- начинать работу над сочинением с составления плана;
- на этапе составления плана сочинения использовать приемы «Пирамида» и «Лестница»;
- сформулировать микротемы предполагаемых абзацев;
- следить, чтобы микротемы были связаны друг с другом;
- продумать логику переходов от одной композиционной части к другой.
Употребление клише и штампов
Описание ошибки. Выпускник подменяет логические связи в тексте сочинения клише и штампами.
Как избежать. Освежить знания о том, что такое клише и штампы. Предложить выпускникам тексты, в которых нужно найти и перефразировать клишированные фразы. Напомнить ученикам, что чрезмерное использование в тексте сочинения клише и штампов может привести к «незачету» по критериям «Композиция и логика рассуждения» и «Качество письменной речи».
Слабая аргументация
Описание ошибки. Выпускники не умеют аргументировать свой тезис. Слабые аргументы – это аргументы, которые не соответствуют теме или главной мысли сочинения, не подтверждают ее. Еще один признак слабой аргументации – отсутствие связи между аргументами.
Как избежать. Рекомендовать выпускникам:
- оценить, подходят ли предполагаемые аргументы для подтверждения и раскрытия главной мысли сочинения;
- связать аргументы между собой;
- сопоставить тексты, если для аргументации используется материал двух и более произведений;
- не использовать аргумент, если есть сомнения в том, что он уместен;
- не подменять рассуждение по проблеме пересказом прочитанных произведений;
- следить, чтобы аргументы не противоречили друг другу.
Невнимательность при проверке
Описание ошибки. Школьники так увлекаются содержательной частью сочинения, что у них не остается ни времени, ни сил внимательно проверить свой текст на грамотность и правильность речи.
Как избежать. Посоветовать выпускникам:
|